Валерий Рязанский: «Новое федеральное законодательство – это правовая шлифовка тех институтов, которые уже сложились"

Среда, 23.09.2015, 11:52:02

С 1 января 2015 года вступил в действие закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Председатель Комитета по социальной политике Совета Федерации РФ, руководитель «Союза пенсионеров России» Валерий Рязанский рассказал главному редактору «Нового пенсионера» Елене Шаховой о работе над законом и о том, как он оценивает первые итоги его применения
Новый пенсионер: Валерий Рязанский: «Новое федеральное законодательство – это правовая шлифовка тех институтов, которые уже сложились"

С 1 января 2015 года вступил в действие закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Председатель Комитета по социальной политике Совета Федерации РФ, руководитель «Союза пенсионеров России» Валерий Рязанский рассказал главному редактору «Нового пенсионера» Елене Шаховой  о работе над законом и о том, как он оценивает первые итоги его применения. Сегодня «НП» начинает публикацию интервью.

 

«НП»:  Валерий Владимирович, вы принимали участие в разработке нового Федерального закона № 442 "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января с.г. Почему этот закон появился именно теперь, чего вы ожидали от его введения?

В.Рязанский: Мы не планировали каких-то грандиозных изменений в социальном законодательстве. По сути, новый федеральный закон их и не предполагал. Дело в  том, что возникла настоятельная необходимость внести современные требования в нормативное и правовое поле. Ведь предыдущий закон действовал с 1995 года. За минувшие 20 лет изменилась нормативная база, накоплен опыт, появились новые практики – как в социальном обслуживании, так и в государственной системе. Все это требовало, безусловно, обновления.

Прежде всего, нуждалась в реформировании система социального сопровождения. Необходимо было придать ей больше активности: чтобы социальные службы не ждали, когда человек придет в социальный центр, а предлагали бы помощь первыми. Это принципиальное изменение.

Подобного положения мы добиваемся и в системе трудовой занятости: не ждать, когда человек придет оформлять свою безработную жизнь, а перехватывать инициативу, предлагать рабочие места, предоставлять возможность  переквалификации, обучения, вплоть до перемены места жительства. Не ограничиваться пассивными формами оказания поддержки.  Такой же процесс мы надеемся запустить и в социальной сфере.

Другим принципиальным шагом, которого мы ожидали, явилось законодательное закрепление возможности прихода на рынок социальных услуг негосударственных организаций – некоммерческих, частных и общественных, а также расширение сферы добровольчества и благотворительности.

В целом, новое федеральное законодательство – это правовая шлифовка тех институтов, которые уже сложились; повышение требований к квалификации кадров, которые работают в системе социального обеспечения; вопросы медико-социального обеспечения; расширение программ развития региональных структур – здесь у них появилось в значительной мере больше свободы в применении лучших практик.

Также весьма существенным и ожидаемым было введение общественного контроля за состоянием социальной сферы. Понятно, что это не заслуга социальной защиты. Неформальный контроль усилился во всех областях нашей жизни: общественные советы есть в администрации Президента России, в различных госструктурах, в министерствах и ведомствах. В данном случае это реалии дня. Появилась возможность и было закреплено в законе – тот, кто желает и умеет профессионально контролировать ситуацию, должен включиться в эту работу.

 

«НП»: Как реализуются эти принципиальные нововведения?

В.Рязанский: Те новеллы, которые мы заложили в законодательство, входят в жизнь. Говорить о том, что все они реализованы, еще рано. Скажем, государственные структуры не так легко согласились, чтобы в их сферу пришел частный сектор – конечно, на это нужно время.

Как решать вопросы реформирования? Методами администрирования – не дело. Командовать социальными службами из одного центра, из Москвы, очень сложно, потому что они подчиняются региональным и муниципальным структурам. Предпочтительнее другое: постоянно обмениваться опытом, показывать лучшие практики, проводить соответствующие семинары, форумы; использовать все формы общественного контроля, включая показательные «разборы полетов» – вспомним, например, недавний форум Общероссийского Народного фонта, посвященный здравоохранению.

(см.:  http://www.pencioner.ru/news/onf-kritikuet-sistemu-zdravoohraneniya-v-rossii)

Очень интересным для социальной сферы стал Форум социальных инноваций регионов, проходивший 5-6 июня 2015 в Омске.

(см.:  http://www.pencioner.ru/news/omsk-itogi )

Уже принято решение, что Омский форум станет постоянно действующей площадкой обсуждения социальных проблем.

Такого же рода площадка появилась и в Совете Федерации РФ. Мы готовы обсуждать здесь разнообразные практики. Пусть даже они будут оспорены, – но даже в этом случае новый опыт получит некую путевку в жизнь, а критические замечания пойдут на пользу проектам.

Хорошие плоды приносит и связка между практикой, образованием и наукой. Российский государственный социальный университет (РГСУ, г. Москва) активно занимается переподготовкой, повышением квалификации работников этой сферы. За последнее время только в Подмосковье 4 тыс. чел. повысили свою квалификацию на профильных кафедрах: хорошие цифры, которые говорят о повышении требований, стандартов. Прошло время, когда социальному работнику было достаточно быть вежливым и аккуратным, теперь нужно проявить профессиональный подход.

Интересно: Институт повышения квалификации работников социальной сферы Москвы обобщил лучшие практики, издал целую социальную Энциклопедию, в которой собраны более 600 практик, которые реализуются в нашей стране. Книга была презентована на Омском форуме, она издана и в печатном, и в электронном виде – на  нее можно подписаться, она находится в распоряжении наших региональных служб.

Поэтому тот, кто хочет развиваться, совершенствоваться, внедрять лучшие передовые практики, основываться на них и двигать этот процесс у себя в регионах – для них есть все объективные возможности. Кто хочет жить старым багажом – им будет очень сложно. Новые критерии оценки, требования, которые сегодня предъявляют общественные организации, средства массовой информации, – например, такие издания, как ваше – они неизбежно выявят отстающих.

 

«НП»: Спасибо за доверие и ответственность, которую вы возлагаете на общественные структуры, на представителей СМИ – постараемся и впредь реагировать, отмечать негативные тенденции. И, кстати, сейчас в нашу редакцию москвичи обращаются с жалобами: в этом году у социальных работников увеличилась нагрузка, уменьшились выплаты. Правда, в регионах, как мне говорят коллеги, особых перемен и не заметили – ничего новый закон не изменил, потому что ничего и не было…

В.Разанский:  Я не склонен сейчас делать упор на недочеты нового законодательства. Дело в том, что наработанной практики как таковой еще нет, не приведены в соответствие и нормативы в регионах. Кстати, вот такой показатель. Только что прошла избирательная компания в России, в основном на муниципальном уровне. Состоялось огромное количество встреч с людьми. Что характерно: было очень много вопросов о работе ЖКХ, о медицинском обслуживании, о лекарствах. А вот по социальным проблемам мало кто обращался – в этой теме мы не наблюдаем острые болевые точки, во всяком случае, в массовом порядке.

Давайте рассмотрим еще одну ситуацию, например, по зарплате врачей. Говорят, что она увеличилась за счет совмещения, увеличения нагрузки и т.д. Но у врачей совместительство всегда было, и в советского время тоже. А вот если взять чистые цифры оклада – увеличились они или нет? Безусловно, зарплата увеличилась. Я посмотрел, например, статистику Подмосковья. Средняя зарплата в 2014 году - 25 тысяч 998 рублей – это выше, чем показатель «дорожной карты» (одно из значений выражения «дорожная карта» - это план мероприятий по продвижению к некоторому целевому состоянию, например, устойчивому эффекту – ред.). За первую половину 2015 года средняя зарплата врачей составила 27.326 рублей. Это высокий показатель для социальной сферы, раньше такого не было.

 

Елена Шахова / "Новый пенсионер"

 

Продолжение разговора читайте:

http://www.pencioner.ru/news/odinokie-pensionery

 

Больше новостей о российской законодательстве в области соцзащиты и пенсионного обеспечения можно найти в Региональной панораме

 

Рубрика:

Законодательство и право